Kazakhstan Growth Forum - площадка для интерактивного обмена мнениями

Выход казахстанского стартапа на рынок Камбоджи
Выход казахстанского стартапа на рынок Камбоджи
30 апреля, 2019 374

Сакен Нигма, директор по развитию бизнеса SmallWorld Venture рассказал,  почему выбрал Камбоджу для стартапа. «Это одна из самых менее развитых стран в Юго-Восточной Азии. Меньше всего IT проектов и отсутствует конкуренция на этом рынке. Большим плюсом является то, что в обороте ходят доллары США, соответственно, отсутствуют валютные риски. Население небольшое, поэтому удобно тестировать продукты, перед выходом на более крупные рынки – Таиланд, Вьетнам, Филиппины и пр.»- поделился Сакен на прошедшем Kazakhstan Technology Summit 2019 (K-Tech).

Почему вы выбрали Камбоджу?

Камбоджа одна из самых менее развитых стран в Юго-Восточной Азии. Меньше всего IT проектов и отсутствует конкуренция на этом рынке. Большим плюсом является то, что в обороте ходят доллары США, соответственно, отсутствуют валютные риски. Население небольшое, поэтому удобно тестировать продукты, перед выходом на более крупные рынки – Таиланд, Вьетнам, Филиппины и пр.

В чем заключается суть вашего стартапа?

Мы продаем ноутбуки с собственной операционной системой, в которую установлена наша платформа для обучения программированию.  Примерно 60% наших клиентов активно пользуются платформой:  изучают языки программирования, высшую математику и курсы по управлению IT проектами.

Как пришла идея?

Идею придумал партнер, потом мы ее довели до ума и распланировали, как проект будет развиваться в ближайшие 5 лет с учетом создания вокруг него экосистемы. В сегодняшних реалиях,  чтобы проект имел успех в долгосрочном периоде, необходимо предоставлять пользователю удобную экосистему, в которой он может «жить» и не нуждаться в других сервисах в данном направлении. В нашем случае,  это образовательная платформа. Получается, что наш проект не про ноутбуки, а про образование. Подобное направление называют EdTech

Какие возникали трудности при реализации?

Главной трудностью является поиск квалифицированных специалистов. Команда менялась полностью 2 раза. Сегодня команда укомплектована, и мы постоянно принимаем новых сотрудников на стажировку. В основном студентов последних курсов.

Когда и с чего начали свой стартап?

На собственные средства разработали MVP. Потом про нас написали местные СМИ. Далее к нам начался интерес. Приезжали журналисты из Японии и Сингапура. Получили хороший отклик от RedHat и сотрудников крупных IT компаний. Мы ездили в поиске инвестиций. Были в Куала-Лумпуре, Сингапуре, Гонконге. В итоге деньги нашли в Тайване. Инвестор, который занимается образовательными платформами поверил в нас.

Как менялся продукт за эти годы?

Продукт практически не менялся. В настоящее время сам ноутбук и операционная система ждут преобразований. Весь отдел R&D занимается этим. Мы получим новую начинку и функциональные возможности. Думаем мы и над облачными решениями, которые будут использоваться только в наших ноутбуках – децентрализованная система хранения данных. На ее основе можно создавать, к примеру, веб-сайты, которые невозможно будет заблокировать, так как он будет храниться частями на разных серверах и при блокировании одного из серверов, часть будет автоматически создаваться на другом сервере и т.д. по цепочке.

Какие сейчас успехи, сколько клиентов и какой оборот?

На текущий момент мы продаем 500 ноутбуков в месяц, плюс к этому участвуем в тендерах по открытию компьютерных классов в школах и реализовываем B2B проекты.

Что со стартапом дальше? Вы вернулись в Казахстан, будет ли он дальше развиваться в Камбодже?

Стартап будет развиваться дальше. Из операционной деятельности вышло два человека (я и мой партнер). Мы это планировали в самом начале. Наблюдаем 3 месяца за командой, она показывает отличный результат. В ноябре мы будем помогать команде выходить на рынок Таиланда. За последние две недели я встречался с проектными командами из Алматы. Очень рад что стало много молодых и сильных разработчиков, которые готовы рисковать и реализовывать крутые проекты не только в Казахстане, но и за границей. У нас не существует специалистов, которые могли бы связывать такие проектные команды с рынками других стран. Зачастую это является тормозом для многих стартаперов. Им приходится самим изучать иностранный рынок в большинстве случаев, даже не выезжая из Казахстана. Ко мне поступали предложения по консалтингу, в основном с точки зрения поиска инвестиций для проектов и юридической помощи. Я думаю это будет интересное направление для бизнеса. Также появилось время заняться своими проектами в Юго-Восточной и Центральной Азии. Мне интересны TravelTech и FinTech проекты. Вот ими и займусь.

{{ msg.text }}