Almaty ConsensusKazakhstan Growth Forum - площадка для интерактивного обмена мнениями

Kazakhstan Growth Forum - площадка для интерактивного обмена мнениями

Almaty Consensus
Almaty Consensus
21 мая, 2020 420

Kazakhstan's New Normal

Страна начинает приходить в себя после карантина. Всех волнует, как будет выглядеть "жизнь после"... после карантина, пандемии, ОПЕК+. Какая же она, New Normal?
"Идеальный шторм" для Казахстана, как и для большинства мира, оказался далеко не аналитическим. Пандемия пришла с букетом глубоких проблем: валютной коррекцией (девальвацией) тенге, глобальным падением цен на нефть, нарушением торговых связей и повышением геополитической напряжённости. Вылезли хронические болячки в социальной политике, здравоохранении, образовании, самообеспечении, you name it. "Старая" экономика не подаёт признаков восстановления. Многие предприятия не смогут открыться после карантина.

Правительство планирует представить антикризисную программу до конца недели. Беспокоит, что видение проблем и инструментарий решений остаётся прежним, докризисным. Так обсуждение "слитого" списка системообразующих предприятий вызвал эмоциональную реакцию в сети. Что и как будет формировать будущее экономики страны?

Недавние дискуссии Kazakhstan Growth Forum вернули идеи хорошего старого, переосмысления "структурных 90-х". Эра становления новых пост-коммунистических экономик в начале 90-х была определена принципами структурных реформ, т.н. Washington Consensus. Позже было много критики за предложенные подходы шоковой терапии и массовой приватизации, но Казахстан успешно воспользовался предоставленными возможностями и смог перейти на рельсы открытой экономики.
Сейчас под влиянием переосмысления успешного "старого" мы попытались сформулировать основные принципы пост-кризисной экономики. В чём то выглядящие абстрактными, они закладывают дисциплину и характер общей государственной политики.
Мы назвали их Almaty Consensus:

Almaty Consensus:

1. Действия Правительства будут направлены на повышение качества жизни граждан и создание полноценного среднего класса по стандартам ОЭСР (37 индивидуальнно развитых стран).
2. В своей деятельности Правительство будет придерживаться консервативной фискальной политики, избегая дефицита бюджета более 6% ВВП.
3. Данная политика будет распространяться на средства Национального нефтяного фонда. Не более 10% средства Фонда могут быть использованы для финансирования бюджета Правительства ежегодно.
4. Финансовая поддержка будет осуществляться в форме адресной поддержки населения. Практика предоставления субсидий и льготного кредитования будет определяться долгосрочными индустриальными политиками и ограничено 3 целевыми отраслями экономики.
5. Правительство будет придерживаться Правила «желтых страниц» и развития негосударственных производителей и операторов. Финансирование квазигосударственного сектора будет осуществляться только на конкурентных рыночных условиях. Средняя заработная плата в квазигосударственном секторе не будет превышать среднюю заработную плату в стране на более 20%.
6. Пенсионные накопления населения в ЕНПФ не могут быть использованы для финансирования государственных программ и будут рассчитываться в долларах США или иной мировой резервной валюте.
7. Национальный банк Казахстан обеспечит эффективную либерализацию валютного контроля и рыночного курсообразования национальной валюты.
8. Политика Национального банка будет направлена на создание внутреннего рынка долгосрочного капитала и обеспечение режима умеренных процентных ставок.
9. Государство в течение двух лет обеспечит переход от системы нормативного регулирования к формированию рыночной практике и стандартов.
10. Деятельность компаний квазигосударственного сектора будет направлена на обеспечение первоклассных стандартов качества мирового уровня.


Aвтор:
Абдразаков Ельдар

{{ msg.text }}